Зареєструйтесь, щоб робити покупки, відстежувати замовлення та користуватися персональними знижками та балами.
Зареєструйтесь, щоб робити покупки, відстежувати замовлення та користуватися персональними знижками та балами.
Не для кого не секрет, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует ни один десяток разных видов струн и поменяет свое мнение не один раз. Поэтому данная статья призвана не давать рекомендации по выбору конкретных марок струн, а познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.
Вначале немного о том, что собой представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Из всех перечисленных дожили до наших дней только кишечные, но и их в силу ряда причин лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки.
Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов.
XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.
Кишечные струны. Повсеместно неверно называются "жильными", хотя к «жилам», а точнее к сухожилиям они никакого отношения не имеют, поскольку делаются из кишок животных. В России этот тип струн не производится, да и на Западе эта технология сходит на нет, постепенно уступая место синтетике. Несмотря на то, что в последнее время заграницей кишечные струны научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Эти струны также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в свободной продаже они практически не встречаются.
Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта – это синтетическая нейлоновая леска, называемая монофиламентом. Три басовых струны изготовлены на мульти/полифиламентной синтетической основе (состоящей из большого числа нитей)из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и является индикатором износа струны, а также не позволяет пачкаться пальцам, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.
Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (иногда его называют флюоро-карбоном). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона примерно на 90%, при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами.
Помимо меньшей толщины, карбоновые струны отличает перед нейлоном заметно большая звонкость. Их единственный недостаток - гораздо более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 4-6 раз. Басовые струны комплектов с карбоновыми верхами могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового - различие в звонкости у "витых" струн менее ощутимо, чем у лески, хотя для кого-то и небольшие отличия имеют принципиальное значение. Во всяком случае, карбоновое волокно в последнее время все активней применяют при производстве "витых" синтетических струн для скрипки, альта, виолончели, и эти струны пользуются все большим успехом.
Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют в полтора-три раза большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой/керном этих струн служит высокопрочная, так называемая "рояльная сталь". Она же используется в "голом виде" для верхних двух/трех струн. В качестве обмотки стальных струн чаще всего применяются сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Все материалы обмотки различается по твердости и упругости, придавая струнам различную жесткость, а их колебаниям различный характер, что отражается, как на пальцевых ощущениях, так и на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, самым распространенным из которых является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", обеспечивая струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после их установки. В качестве отступления отмечу, что сегодня в СНГ среди любителей довольно популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, имеющих помимо внешней привлекательности и существенные недостатки. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию.
Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки, за что их и любят ставить некоторые гитаристы, особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами. Эти струны дают менее яркий матовый звук, контрастирующий со звонким звучанием верхних стальных струн без обмотки.
На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида гитарных стальных струн с тонкой синтетической оболочкой "витых" струн комплекта. У первого вида поверх традиционной круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала типа тефлон, обладающего пониженным трением. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, сделать поверхность струны более скользкой, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама проволока обмотки заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.
Струны на стальном тросике стали привозить в Россию относительно недавно (примерно с 2000 года). Производители представляют их как струны для классической гитары из-за их относительной мягкости. Установленные на инструмент они сразу поражают академических/классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков. Пока даже в Москве и Киеве эти струны редко встречаются в продаже - они достаточно дороги и непривычны, что не способствует быстрому росту их популярности.
Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента практически одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 575 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. И хотя в последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары.
Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в Украине очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство украинских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.
Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы. Так сравнивать нейлон с карбоном неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. Чем меньше плотность материала, тем меньше будет различие в натяжении струн. Например, у нейлоновой лески различие в 0,002 дюйма (0,05мм) не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.
При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того, какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и отчасти то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:
И еще один совет начинающим гитаристам – всегда настраивайте струны по камертону. Неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать. При перетяжке вы рискуете его деформировать, а струны могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Учтите также, что даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем более простые, но настроенные правильно и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.
Допоможіть іншим користувачам з вибором - будьте першими, хто поділиться своєю думкою про цей пост.