​Какое дерево лучше для гитары?

12 июля 2018

Чтобы определиться, как выбрать лучшее дерево для гитары, нужно сначала решить, какую музыку вы хотите играть и какой звук получить. Отталкиваясь от этого, уже и выбирайте, подходящую породу для вашего инструмента. 

Порода дерева, из которого изготовлена гитара, имеет большое значение для ее звучания. Когда музыкант затрагивает струну, она начинает колебаться и, тем самым, создает звуковые волны или звук. Степень натяжения струны задает высоту звука, а материал, из которого она изготовлена, и её толщина создают тембр звука (его окраску). Конечно, современные струны делаются с применением новейших технических разработок, благодаря чему появляется особенный неповторимый звук. Но он далеко не всегда зависит только от струн.

Если попытаться сыграть на электрогитаре, которая не подключена к сети, то будет слышно всего лишь жалкий писк. Нет ни красоты, ни силы, ни бархатистости звучания. Звук издается и сейчас же улетучивается. А вот если ущипнуть струну акустической гитары – результат будет совершенно иным. Такой громкий, плотный, красивый и протяженный звук появляется благодаря прохождению через резонаторное отверстие, расположенное в корпусе гитары. Внутри корпуса звук резонирует со стенками, и вылетает наружу многократно усиленным. Дерево при резонировании играет несколько ролей:

  • Усиливает звук;
  • Придает звуку неповторимую окраску (тембр);
  • Увеличивает сустейн (длительность звучания каждой ноты).

Эксперименты, проводившиеся в течение тысячелетий доказали, что именно дерево наделяет струнные инструменты самым красивым звучанием. Технический прогресс привел к появлению новых материалов для гитары, к примеру, углепластика или бюджетных деревянной фанеры, шпона и ламината. Зачастую они дают довольно приличное звучание. Однако всё равно ничто не сравнится с массивом дерева как материалом для изготовления корпуса гитары. Ведь ему присущи уникальные качества при формировании звука. Например, плотность, но не такая большая, как у камня. А еще гибкость и лёгкость, но, одновременно, и прочность. Древесина пронизана множеством пор, в отличие от пластика, и это даёт звуку гитары особенную бархатистость.

Из какого дерева делают гитары?

Вообще в гитаростроении используют массу типов древесины, в особых случаях даже экзотические сорта. Но все же львиная доля гитар изготавливается из небольшого набора пород древесины, которые доказали на практике, что дают самый лучший звук. При этом определенному виду гитар соответствуют определенные сорта. Важно также сочетаемость различных пород, поскольку разные ее элементы изготавливаются из разной древесины.

Так в акустических гитарах самое сильное влияние на звучание оказывает корпус, а именно - верхняя дека. Для нее обычно берут ель, которая придает звуку яркость, звонкость и четкость. Чаще всего это ситхинская ель. Для гитар подороже берут ель Энгельмана, дающую чуть большую мягкость звуку. В самых дорогих инструментах встречается верхняя дека, выполненная из очень редкой красной ели, которая обладает, в дополнение к качествам, свойственным всем ее вышеназванным сестрам, еще и глубиной звучания.
Другой популярной при изготовлении верхней деки породой является кедр, которому, в отличие от ели, свойственно менее звонкое, но более мягкое, как бы обволакивающее звучание. Сравнивать ель и кедр, как лучшие породы дерева для гитар, не стоит, т.к. они просто разные. А еще и с возрастом качественный массив ели, подобно коньяку, улучшает характеристики звучания, а кедр не меняется с течением времени.

Заднюю деку вместе с обечайкой обычно изготавливают из древесины одного типа. Эти элементы гитары также сильно влияют на характеристики формируемого звука. Они преимущественно делаются из достаточно распространенного сорта красного дерева, дающего ровный, мягкий, сбалансированный и четкий звук, в котором превосходно слышна каждая нота, но лучше всех - высокие.

Для более дорогих гитар обычно используют очень красиво выглядящий и звучащий палисандр. Он делает низкие частоты глубокими и вязкими. 

Другие сорта, которые применяют как дерево для гитары в задних деках и обечайке, будь то клён или бубинга, призваны звучать идентично либо с красным деревом либо с палисандром.

Прочие элементы гитары имеют мизерное влияние на звук, поскольку практически не участвуют в резонировании, поэтому в этом отношении не столь уж важно, из чего они будут сделаны.