Выбираем струны

12 января 2012

Не для кого не секрет, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует ни один десяток разных видов струн и поменяет свое мнение не один раз. Поэтому данная статья призвана не давать рекомендации по выбору конкретных марок струн, а познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

Вначале немного о том, что собой представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Из всех перечисленных дожили до наших дней только кишечные, но и их в силу ряда причин лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки.

Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов.

XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

Кишечные струны. Повсеместно неверно называются "жильными", хотя к «жилам», а точнее к сухожилиям они никакого отношения не имеют, поскольку делаются из кишок животных. В России этот тип струн не производится, да и на Западе эта технология сходит на нет, постепенно уступая место синтетике. Несмотря на то, что в последнее время заграницей кишечные струны научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Эти струны также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в свободной продаже они практически не встречаются.

Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта – это синтетическая нейлоновая леска, называемая монофиламентом. Три басовых струны изготовлены на мульти/полифиламентной синтетической основе (состоящей из большого числа нитей)из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и является индикатором износа струны, а также не позволяет пачкаться пальцам, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например,посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (иногда его называют флюоро-карбоном). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона примерно на 90%, при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами.

Помимо меньшей толщины, карбоновые струны отличает перед нейлоном заметно большая звонкость. Их единственный недостаток - гораздо более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 4-6 раз. Басовые струны комплектов с карбоновыми верхами могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового - различие в звонкости у "витых" струн менее ощутимо, чем у лески, хотя для кого-то и небольшие отличия имеют принципиальное значение. Во всяком случае, карбоновое волокно в последнее время все активней применяют при производстве "витых" синтетических струн для скрипки, альта, виолончели, и эти струны пользуются все большим успехом.

Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют в полтора-три раза большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой/керном этих струн служит высокопрочная, так называемая "рояльная сталь". Она же используется в "голом виде" для верхних двух/трех струн. В качестве обмотки стальных струн чаще всего применяются сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Все материалы обмотки различается по твердости и упругости, придавая струнам различную жесткость, а их колебаниям различный характер, что отражается, как на пальцевых ощущениях, так и на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, самым распространенным из которых является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", обеспечивая струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после их установки. В качестве отступления отмечу, что сегодня в СНГ среди любителей довольно популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, имеющих помимо внешней привлекательности и существенные недостатки. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию.

Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки, за что их и любят ставить некоторые гитаристы, особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами. Эти струны дают менее яркий матовый звук, контрастирующий со звонким звучанием верхних стальных струн без обмотки.

На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида гитарных стальных струн с тонкой синтетической оболочкой "витых" струн комплекта. У первого вида поверх традиционной круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала типа тефлон, обладающего пониженным трением. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, сделать поверхность струны более скользкой, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама проволока обмотки заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

Струны на стальном тросике стали привозить в Россию относительно недавно (примерно с 2000 года). Производители представляют их как струны для классической гитары из-за их относительной мягкости. Установленные на инструмент они сразу поражают академических/классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков. Пока даже в Москве и Киеве эти струны редко встречаются в продаже - они достаточно дороги и непривычны, что не способствует быстрому росту их популярности.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента практически одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 575 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. И хотя в последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в Украине очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство украинских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы. Так сравнивать нейлон с карбоном неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. Чем меньше плотность материала, тем меньше будет различие в натяжении струн. Например, у нейлоновой лески различие в 0,002 дюйма (0,05мм) не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того, какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и отчасти то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны – стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 с более толстыми диаметрами басовых струн (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №10. При этом вам, возможно, придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и в момент колебаний могут задевать лады инструмента при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам – всегда настраивайте струны по камертону. Неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать. При перетяжке вы рискуете его деформировать, а струны могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Учтите также, что даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем более простые, но настроенные правильно и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.